Н. ПЕЗЕШКИАН. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ: ТРЕНИНГ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Избранные цитаты:
ПСИХОТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ
В настоящее время от 60 до 80 % всех заболеваний обусловлены психически или, по крайней мере, связаны с психикой. В ФРГ каждый день оформляется примерно 200 разводов. Количество людей, больных алкоголизмом, постоянно растет. Примерно 40 % мужчин и 70 % женщин выпадают из трудового процесса по причине ранней инвалидности. На 9 миллионов потенциальных пациентов приходится примерно 500 практикующих врачей-психотерапевтов, тогда как, по предварительным "подсчетам, нужны примерно 20 000 психотерапевтов. Для того чтобы получить психотерапевтическое лечение, пациент должен ждать примерно 1-2 года, и примерно 6 лет нужно пациенту с психосоматическими расстройствами, чтобы попасть — если он вообще попадет — к компетентному врачу. Почему так происходит Потому что лечат симптом, а не человека. Потому что занимаются формой конфликтов, а не их содержанием. Потому что психотерапевт и пациент говорят на разных языках. Потому что сами психотерапевты крайне редко понимают друг друга. Что можно сделать Вывести психотерапию из башни из слоновой кости и освободить ее от дурной репутации науки, окутанной тайной. Использовать все потенциальные возможности, которые таит в себе самопомощь. Работать с конфликтами не только абстрактно, но и конкретно, исходя из того, что представляет собой каждый отдельный конфликт.
ВОСПИТАНИЕ И ПЕРЕВОСПИТАНИЕ:
НЕУВЕРЕННОСТЬ И НАДЕЖДА
Воспитание — это процесс выяснения разногласий, который охватывает различные уровни общения и множество участников. На переднем плане стоят, несомненно, взаимоотношения между родителями и ребенком, которые зависят от выяснения разногласий между родителями относительно их представлений о воспитании; от отношений родителей друг с другом и с обществом; от влияния социальных учреждений. Воспитание — это дело не только родителей, но всех людей, которые тем или иным образом участвуют в коммуникации и оказывают длительное воздействие. Вместе с общественными изменениями идет изменение привычных стилей и содержания воспитательного процесса. Возможности и направления развития человека в наше время значительно расширились. Но ситуация большего количества возможностей все чаще превращается в ситуацию все большей неуверенности родителей, учителей и воспитателей. Родители ведут себя по-разному: одни действуют осмотрительно, другие все время колеблются, третьи из чувства протеста проявляют провокационную самоуверенность.
...Термины «авторитарный», «разрешающий» и «антиавторитарный», относящиеся к различным стилям воспитания, не исключают того, что каждый человек имеет свои собственные, особенные методы воспитания, которые к тому же обусловлены конкретной ситуацией. Мы имеем дело с плюрализмом стилей воспитания. Таким образом, недостатка в методах воспитания нет, однако существует недостаточно критериев для оценки уместности метода в той или иной ситуации. Проблемы неуверенности, беспомощности и надежды, с которыми часто сталкиваются воспитатели, носят общий характер. Это заставляет нас рассматривать проблему воспитания в контексте ситуации конкретного человека, ситуации конкретного общества и ситуации всего человечества...
Итак, принципы воспитания и психотерапии зависят от свойств личности. Попытаемся теперь описать образ человека, который по своим психологическим и религиозным представлениям больше всего соответствует современной действительности. Когда человек рождается, он вовсе не является «чистым листом», а, если использовать эту метафору, представляет собой трудно читаемый или еще не прочитанный лист. Способности и возможности — основы развития человека — нуждаются в созревании и в действенной помощи окружающего мира. Однако говорить о наличии или отсутствии тех или иных способностей трудно. Их замечаешь только тогда, когда они реализуются в достижения — как черные муравьи, которые темной ночью сидят на черном камне. Их совсем не видно, но они существуют и в любое время могут начать проявляться, если возникнут соответствующие условия. У каждого человека есть те или иные способности. Проявятся ли они в ходе его развития или нет — зависит от благоприятных или неблагоприятных условий тела, окружающего мира и времени.
О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ:
НАДЕЖДА
"Какой бы темной ни была ночь, вслед за ней всегда наступит утро". Низами
ДОВЕРИЕ И ОЖИДАНИЕ
"Доверие — это нежное растение. Если оно увяло, то скоро не расцветет". Бисмарк
ТЕРПЕНИЕ
"Терпение — это дерево, корни которого горьки, зато плоды очень сладкие". Персидская поговорка
УВЕРЕННОСТЬ
"Уверенность — в большинстве случаев результат размышления". Шоги Эффвнди
ЛЮБОВЬ
"Любовь — такая же опора для души, как ноги — опора для тела". К. фон Сиена
Чувство уверенности — это самая стабильная основа того феномена, который называют любовью. Любовь — это эмоциональное отношение, которое может быть в различной степени направлено на ряд объектов. Любовь, таким образом, представляет собой всеохватывающую способность, которая включает в себя целый ряд различных аспектов. Часто родители удивляются, что их ребенок проявляет то или иное расстройство, хотя они относятся к нему с такой большой любовью. При ближайшем рассмотрении выясняется, что проявленная любовь не была достаточно дифференцированной. Общая рекомендация «дайте ребенку больше любви» практически бесполезна, если при этом не указывается на то, в какой сфере наблюдается дефицит любви и какому виду эмоционального отношения нужно уделить особое внимание. Любовь может быть направлена на собственное «Я». В определенной степени она даже должна быть сначала направлена на собственное «Я», чтобы могло сформироваться стойкое эмоциональное отношение как таковое. В своей самой ранней форме любовь проявляется в отношениях между матерью и ребенком. Ребенку нужна эмоциональная привязанность матери или другого близкого человека. На этой элементарной ступени ребенок развивает основополагающее доверие. Если же насущная потребность ребенка в любви не удовлетворяется в полной мере, то у ребенка может сформироваться изначальное чувство недоверия к миру. Эмоциональная привязанность — любовь — не находится в безвоздушном пространстве, а всегда распространяется на различные объекты или их качества. Нужно различать способность любить и способность быть любимым. Поведение одного вызывает симпатию, другой затрачивает большие эмоциональные усилия и не получает положительного ответа, так как его поведение не соответствует ожиданиям.
Любовь и внимание могут подчас использоваться как оружие. Любовь как «горячее оружие»: при любой возможности мы хвалим человека, благодарим его словами, жестами, мимикой, поступками или освобождаем его от любой работы и делаем ее сами. Результатом этого у любящего бывает- комплекс благодарности, невозможность расстаться, слишком сильная идентификация, трудности в непривычной обстановке. Вторичные способности раскрываются в недостаточной степени. Любовь как «холодное оружие»: действует через лишение любви, угрозы, напоминания, наказания. Объекты такой любви выглядят скованными или очень однобоко ориентированными на достижения и успехи. Эмоциональная сфера бывает развита недостаточно. «Контрастные ванны»: применяются различные, непредсказуемые методы воспитания. Человек лишается способности принимать решения и устанавливать связи с другими, он легко поддается влиянию и приспосабливается к нормам, которые считает наиболее выгодными для себя. Любовь к какому-либо «Ты» — это обычная форма любви. Этим «Ты» может быть мать или отец, дети, братья или сестры, товарищи по играм, друзья и подруги, партнеры по совместной жизни или супруги. При этом любовь не во всех случаях одна и та же. Одно отношение может стать заменой недостающего другого, как комнатная собачка или другое домашнее животное. Важным источником отношения ко второму лицу является сексуальность. Большей частью мы говорим о сексуальности, когда имеем дело с половозрелым индивидом. Действительно, сексуальность, направленная на другого, встречается лишь во взрослом возрасте. В то же время уже в детском возрасте существует направленная на «Я» эгоцентрическая сексуальность. У взрослого индивидуума эта форма любви проявляется как позиция пассивного ожидания: «Я здесь, люби меня». В основе ее лежит наивно-первичная форма воспитания. Люди, которые живут с подобной позицией ожидания, чувствуют себя, как правило, разочарованными. Когда мы любим, мы должны вступать в отношения с объектом любви; но для этого мы должны знать, как нам это сделать. В позиции пассивного ожидания отсутствует именно эта способность...
|