Макаренко Наталия, психолог-консультант в методе позитивной психотерапии
Когда меняешь жизненные ориентиры, в том числе профессиональные, трудно представить в точности, куда приведет тебя этот путь. Как мне кажется, обретение профессиональной идентичности в психотерапии – достаточно непростой, многоуровневый и длительный процесс. Вера в свои возможности приходит постепенно, шаг за шагом, проходя через периоды серьёзных тревог и сомнений – в своих знаниях, способностях, да и самой необходимости идти этим путем.
Кроме того, профессия терапевта – это не только набор специфических умений и навыков, применяемых с большим или меньшим успехом, но и личностное включение в терапевтический процесс. Мне глубоко отзывается мнение К. Юнга и И. Ялома о том, что сколько терапевтов – столько и стилей и методов: «Хороший психотерапевт должен создавать терапию для каждого пациента. Это крайняя позиция, более радикальная, чем даже давнее предложение Юнга создавать новый терапевтический язык для каждого пациента. Радикальные решения для радикальных времен» (И. Ялом. «Мамочка и смысл жизни»).
Исследователи проблемы профессиональной идентичности, в частности И.Ю.Хамитова, выделяют внешние и внутренние аспекты идентичности. Первые связаны с тем, как начинающего консультанта воспринимают и насколько принимают коллеги и клиенты как специалиста. К внутренним относятся процессы самовосприятия и профессионального самосознания. Для меня же одним из наиболее актуальных вопросов является именно собственное восприятие себя как психолога-консультанта, определение профессиональных горизонтов и приоритетов. По сути, основная задача – понять, чего именно я хочу достичь в профессии, определить свой профессиональный образ, вписав его в общее полотно жизни.
Кроме того, по-моему, ценность психотерапевта заключается в его, так сказать, душевной вместимости, объеме личности. А для этого необходимо исследовать внутренний рельеф собственной психики, открывая новые неизведаные содержания, являющиеся неисчерпаемым ресурсом развития и самосовершенствования – как личностного, так и профессионального.
|